185 Ликбез. Суббота.

Окно в заброшеном доме.

Окно в заброшеном доме.

  • Заброшенное жильё в Израиле.
  • Новая рубрика.
  • Еврейский ликбез.
  • Суббота — особое состояние сознания.

185 Ликбез. Суббота.: 9 комментариев

  1. Леонид

    Я, находясь в Иерусалиме, как-то свернул с туристских маршрутов и оказался, в частности, на улице Mendel Brichta (совсем недалеко от центра). И почувствовал себя довольно неуютно, как-будто попал без спроса в чужой дом. Люди исключительно в черно-белой одежде, белье на веревках, мальчишки с бритыми головами и пейсами, кругом мусор. Никто не давал понять, что чужой человек с фотоаппаратом там нежелателен, но я поспешил вернуться к улице Яфа. Ваш рассказ о шабате, возможно, позволил как-бы заглянуть в их квартиры. И все-таки, как и чем живут эти люди, кем работают, как участвуют в жизни страны? И почему столько мусора?

    1. Shlomo Автор записи

      По всей вероятности, Вы попали в один из ультрарелигиозных Иерусалимских кварталов «Мэа Шеарим». Это герметично закрытое общество. Оно варится у себя внутри в «собственных соках». Что там у них происходит, думаю, они сами не знают. И всё это очень густо замешанно на внутренних политических процессах между различными группировками этого общества.
      Работают эти люди, как правило, там же, внутри (мелкая торговля, преподавание, пр. услуги). Большинство учится (в т. ч. взрослые) в различных религиозных заведениях и живёт на крохотную стипендию. На мусор (как, впрочем, и на многие др. стороны жизни) у них свой особый взгляд.

  2. Tyrion

    Есть ли какая-то, типично израильская, причина такого большого количества пустующих домов? Ладно еще где-то на окраинах деревень, но в городе это кажется странным.
    Бывает ли так сейчас, спустя более 20-ти лет, что вы пытаетесь «обойти правила» (не в случае чрезвычайной необходимости)? Как, например, заранее оставленный включенным свет.
    Рубрика любопытная.

    1. Shlomo Автор записи

      Какая-то причина наверняка есть. Только я её не знаю. Дома эти, в-основном, старые. Может быть что-то случилось с хозяевами или у хозяев. Думаю, что привести сейчас такой дом в нормальное состояние стоит не намного меньше, чем построить новый. В арабских деревнях много новых пустых домов. Иногда пустуют отдельные этажи новых арабских домов. С чем связано — не знаю.

      По-моему, «обход правила» это и есть его соблюдение. Все эл. приборы, которыми предполагается пользоваться в субботу (свет ,кондиционер, вентилятор, плата для разогрева пищи и многие другие) на совершенно законных основаниях включаются до наступления субботы или ставятся на таймер, который так и называется «субботние часы». Часто такой таймер встроен в эл. щиток в квартире. Всем этим можно пользоваться, нельзя включать и выключать. Мед. персоналу стационаров, разрешено работать в шаббат и приезжать на работу на машине, если водитель машины — не еврей. Разрешено работать в шаббат полиции и мн. др. службам.
      Т. е. разработана очень изощрённая система соблюдения шаббата.

      1. Tyrion

        Вот так. Я считал, что это скорей житейская хитрость, которая в религиозной среде не особо приветствуется. Ведь сейчас полно технических средств, способных полностью автоматизировать быт. В таком случае, в бытовом плане, суббота от других дней отличаться и вовсе не будет. Мне же субботние правила представлялись больше как «выход из зоны комфорта», по аналогии с жизнью в сукке. Но в случае с автоматизацией — весь смысл теряется. А как обстоит дело в ультрарелигиозной среде, не знаете? Есть ли отличия?
        Доводилось ли вам бывать в арабских деревнях? Вообще, может ли еврей беспрепятственно посещать их, не опасаясь агрессии со стороны местных жителей? Насколько я помню, много арабов задействовано в строительном секторе. Следовательно они вполне легитимно оказываются в сугубо еврейских населенных пунктах, насколько я понимаю. Есть ли обратная тенденция, к посещению евреями арабских деревень (в рамках территории Израиля)?

        1. Shlomo Автор записи

          Суббота — это, скорее не «выход из зоны комфорта», а «вход в неё». Религиозный закон предписывает еврею в субботу получать удовольствие, в т. ч. телесное (от вкусной пищи, хорошего вина, красивой посуды и пр.). А, сидя без электричества, без отопления/охлаждения в тёмной комнате и кушая наощупь холодный суп, удовольствие могут получить только очень продвинутые люди. А еврейский религиозный закон рассчитан на всех. Если большая (ударение на «О») часть еврейского народа по объективным причинам не в состоянии выполнить закон, он теряет силу. Суббота — «день,в который всё есть», день, в который еврей выпрыгивает из будничной рутины. Поэтому любая мелочь (свет в туалете, например) готовиться заранее. И это не «житейская хитрость», а общепринятые в любой еврейской религиозной среде правила соблюдения шаббата. Это и есть соблюдение шаббата.
          В ультрарелигиозной среде всё то же самое, но некоторые люди идут по пути устрожения. Их не много. Например, из опасения, что на эл. станции или на линии эл. передач может быть задействован в шаббат рабочий-еврей, они не пользуются этим электричеством, а устанавливают личные генераторы и включают их перед наступлением шаббата. И пр.

          Насчёт посещения арабских деревень отвечу позже.

        2. Shlomo Автор записи

          По-поводу возможности пребывания евреев в арабских населённых пунктах и наоборот. Здесь есть большая асиметрия. Это началось 15-18 лет назад и с тех пор только усиливается. По-моему, в Израиле существует закон, запрещающий евреям, в целях безопасности, находиться на территории арабских населённых пунктов.
          Появление араба в еврейском населённом пункте зависит от порядков, установленных в этом месте. В крупных еврейских городах (Тель-Авив, Хайфа и мн. др.) арабы совершенно легитимно приобретают жильё и там живут. В нашем поселении Бейт-Эль арабы могут появиться только для выполнения определённого вида работ, только, имея на руках разрешение на работу, и только в сопровождении вооружённого человека. Я знаю такие поселения, в которых не допускается появление араба ни под каким предлогом (в т. ч. водители автобусов и пр.).
          Первый раз я был в арабской деревне вскоре после приезда в Израиль 23 года назад. Этот визит нам организовал киббуц, в котором я тогда жил. Некоторые шоссе в Израиле проложены через арабские деревни. Вот таким образом, проезжая по таким шоссе, я и бываю в арабских деревнях сейчас, не останавливаясь. У моей жены когда-то была подруга-арабка. Жена была у неё дома. Но это всё было тоже больше 20 лет назад.

          1. Tyrion

            Интересно. Если вдруг у вас будет время и подходящие истории, было бы весьма любопытно послушать побольше о взаимодействии евреев и арабов вне военных и террористических конфликтов. Сложновато представить просто, как два народа, относящихся друг к другу, мягко говоря, настороженно, уживаются на одной территории. И даже более того, умудряются в каких-то сферах взаимодействовать.

  3. Tyrion

    Спасибо за разъяснения, не всегда просто понять суть тех или иных явлений, «наблюдая» исключительно со стороны.

Буду очень рад вашим откликам