Вот это важное дополнение к картине: праздник — это работа. Само собой оно как бы не разумеется, потому что на первом месте по восприятию стоит просто само значение слова «праздник», и вот это пояснение сильно меняет смысл.
Но что еще я думаю: раньше, когда все вот эти приготовления, правила и действия вводились, создавались, они, скорее всего, имели практический смысл, прикладной, напрямую связанный с тогдашним образом жизни (неспокойным, кочевым и тд) вплоть до того, что от их выполнения могла зависеть непосредственно жизнь. Сейчас же вряд ли в этом всем есть такая же насущная необходимость, и действия носят больше обрядный характер, направленные не на обеспечение жизни, а на соответствие традиции. Вот на сколько тут сильна чисто обрядовая сторона, возможно ли без неё обходится или еврей — не еврей без субботы, зажигания ханнукальных светильников и строительства сукки? )
Это действительно сложно понять, а ещё сложнее принять, но единственный смысл выполнения заповедей — это выполнение заповедей. Можно найти в этом гигиенические, оздоровительные, социальные и пр. аспекты, но это не то. Я стараюсь выполнять заповеди, потому что бесконечно доверяю и верю тому, кто мне сказал, что нужно делать именно так. И всё.
В «Пиркей Авот» написано по этому поводу: «Награда за исполнение заповеди — заповедь».
Ну, скажем, в праздник Суккот еврею предписывается рядом со своим постоянным жилищем сооружать некое подобие шалаша и жить в нём неделю. С точки зреня практического смысла абсолютно бесполезное занятие как сейчас, так и 3000 лет назад. Но мы это делаем, так же, как и всё остальное, потому что исполнение заповедей и есть практическое воплощение веры.
А еврей, не выполняющий заповеди, остаётся евреем, только он не реализует тот потенциал и те возможности, которые ему даны.
Кстати, по поводу вот этого шалаша — это что-то такое из детства: было здорово, например, дома нагородить какую-то конструкцию из диванных подушек, стульев и пледов и сидеть там, своими делами заниматься. И вот какое-то от всего этого было чувство.. словами сейчас на пересказать, но это было здорово. Или летом в деревне заниматься примерно тем же, но уже на воздухе и это было более, скажем так, фундаментальное строение )) Короче, в этом строительстве что-то вот из того периода чувствуется — функционал нулевой, но внутри когда сидишь, то ощущение прям.. эх )
Да, знакомо.
А следующий этап — пещеры.
Получение ощущения это и есть, наверное, основной функционал (по крайней мере основная цель) большинства действий.
Только, если вернуться к теме выполнения заповедей, здесь и это тоже не проходит. Заповедь делается не для того, чтобы что-то получить (в том числе ощущение), а потому что сказано делать. (В идеальном варианте).
Вот это важное дополнение к картине: праздник — это работа. Само собой оно как бы не разумеется, потому что на первом месте по восприятию стоит просто само значение слова «праздник», и вот это пояснение сильно меняет смысл.
Но что еще я думаю: раньше, когда все вот эти приготовления, правила и действия вводились, создавались, они, скорее всего, имели практический смысл, прикладной, напрямую связанный с тогдашним образом жизни (неспокойным, кочевым и тд) вплоть до того, что от их выполнения могла зависеть непосредственно жизнь. Сейчас же вряд ли в этом всем есть такая же насущная необходимость, и действия носят больше обрядный характер, направленные не на обеспечение жизни, а на соответствие традиции. Вот на сколько тут сильна чисто обрядовая сторона, возможно ли без неё обходится или еврей — не еврей без субботы, зажигания ханнукальных светильников и строительства сукки? )
Это действительно сложно понять, а ещё сложнее принять, но единственный смысл выполнения заповедей — это выполнение заповедей. Можно найти в этом гигиенические, оздоровительные, социальные и пр. аспекты, но это не то. Я стараюсь выполнять заповеди, потому что бесконечно доверяю и верю тому, кто мне сказал, что нужно делать именно так. И всё.
В «Пиркей Авот» написано по этому поводу: «Награда за исполнение заповеди — заповедь».
Ну, скажем, в праздник Суккот еврею предписывается рядом со своим постоянным жилищем сооружать некое подобие шалаша и жить в нём неделю. С точки зреня практического смысла абсолютно бесполезное занятие как сейчас, так и 3000 лет назад. Но мы это делаем, так же, как и всё остальное, потому что исполнение заповедей и есть практическое воплощение веры.
А еврей, не выполняющий заповеди, остаётся евреем, только он не реализует тот потенциал и те возможности, которые ему даны.
Кстати, по поводу вот этого шалаша — это что-то такое из детства: было здорово, например, дома нагородить какую-то конструкцию из диванных подушек, стульев и пледов и сидеть там, своими делами заниматься. И вот какое-то от всего этого было чувство.. словами сейчас на пересказать, но это было здорово. Или летом в деревне заниматься примерно тем же, но уже на воздухе и это было более, скажем так, фундаментальное строение )) Короче, в этом строительстве что-то вот из того периода чувствуется — функционал нулевой, но внутри когда сидишь, то ощущение прям.. эх )
Да, знакомо.
А следующий этап — пещеры.
Получение ощущения это и есть, наверное, основной функционал (по крайней мере основная цель) большинства действий.
Только, если вернуться к теме выполнения заповедей, здесь и это тоже не проходит. Заповедь делается не для того, чтобы что-то получить (в том числе ощущение), а потому что сказано делать. (В идеальном варианте).